murman.ru

Путеводитель
Поиск:   
   по Мурманской области
Добро пожаловать!

Общие сведения

  • Географическое положение
  • Живой мир
  • Основные события истории
  • Виды туризма
  • Транспорт
  • Рыбалка на Мурмане
  • Мурман горнолыжный

  • Кировск
  • Мончегорск
  • Озеро Имандра
  • Кандалакша
  • Мурманск

    К северо-западу от Мурманска

  • Печенга
  • Заполярный
  • Никель
  • Поселок Раякоски
  • Кольский район

  • Кола

    К югу от Мурманска

  • Оленегорск
  • Мончегорск
  • Полярные Зори
  • Сердце Кольского полуострова

  • Апатиты
  • Кировск
  • Ловозеро
  • Ревда
  • Беломорье

  • Кандалакша
  • Ковда
  • Сельское поселение Алакуртти
  • Умба
  • Варзуга
  • Туроператоры

    © E.C. Чинарова, Ю.А. Кушель, А.Г. Хропов
    Мурманская область. Путеводитель http://www.vokrugsveta.ru

        murman.ru » Туры и отели мира

    Основные события истории

    Заселение Кольского полуострова началось давно. Наиболее ранние обнаруженные стоянки каменного века относятся к IX–VII тыс. до н. э. Коренные жители полуострова – саамы, или лопари, населяют его уже более тысячи лет.

    В XI–XIII вв. Кольский полуостров открыли для себя новгородские переселенцы. Они стали называть себя поморами, поскольку селились у моря и занимались преимущественно рыбной ловлей. Новгородцы на легких лодках-ушкуйках и пешком добирались в дикие места и основывали на побережье Белого моря, которое они называли Студеным, селения, а на Баренцевом море – сезонные «ловчие станы» и становища.

    В XVI в. терские поморы основали город Кола и построили Печенгский монастырь. Впрочем, долго еще места севернее Колы считались страшными, «от Колы до ада – три версты» – говорили поморы. Одновременно богатые рыбой земли привлекли внимание финнов и норвежцев (китобоев и ловцов акул). Появление русских на полуострове не только способствовало развитию края, но и обеспечивало защиту коренного населения (саамов) от набегов западных завоевателей. Не раз (в 1589–1591 гг., 1611 г., 1623 г, 1809–1810 гг.) на землю Мурмана приходили шведские и датские войска, английские пираты. В 1854–1855 гг. во время Крымской войны английский флот сжег Кандалакшу, Стрельну, Колу.

    В XVI–XVIII вв. население полуострова в основном занималось рыболовством (сельдь, треска, семга), зверобойным промыслом, а также соляным промыслом, охотой на пушного зверя, оленеводством. В кон. XIX в. на Терском берегу начались первые лесоразработки (в 1898 г. построен Умбский лесопильный завод).

    Схема Кольского залива и острова Кильдин (XVI в.)
    Схема Кольского залива и острова Кильдин (XVI в.)

    К концу XIX в. население полуострова насчитывало всего около 9 тыс. человек.

    Мурманская железная дорога

    В конце XIX в. неоднократно появлялись проекты сооружения железной дороги к северным берегам России. Предлагалось построить конно-железную дорогу от Повенца по берегу Онежского озера до Кеми и далее до Мурманского побережья (1870-е гг.), железную дорогу из Петербурга на Мурман (1894). Все эти проекты и предложения так и остались нереализованными.

    Ситуацию резко изменила разразившаяся в 1914 г. Первая мировая война. Связь России с союзниками по Балтийскому морю бьша прервана. Архангельский порт льды закрывали почти на полгода, а в незамерзающем Кольском заливе можно было расположить базу флота.

    В сложившейся ситуации напрашивался естественный вывод о начале срочного строительства Мурманской железной дороги. Совет министров 31 декабря 1914 г. принял решение немедленно приступить к изысканиям, а затем к постройке железной дороги, которая должна бьша связать Мурманское побережье с Петроградом. Предлагались три варианта трассы: от ст. Рованиеми, от ст. Нурмес и от Петрозаводска. Хорошо, что выбор пал на последний вариант: в противном случае новая железная дорога оказалась бы впоследствии на территории отделившейся от России Финляндии.

    Строительство началось в начале июня 1915 г., а прокладка всего пути от Петрозаводска до Северного Ледовитого океана завершилась уже 3 (16) ноября 1916 г. Небывалые для того времени темпы строительства! В тяжелейших условиях (обилие болот, сильные морозы, безлюдная местность, массы огромных валунов на пути, трудности с завозом строительных материалов, продовольствия и подвижного состава) почти 1000 км стальной магистрали были сооружены менее чем за полтора года. Работы не прекращались круглые сутки, в темноте (в том числе в полярную ночь) они велись при свете факелов.

    Петроглифы Канозера
    Петроглифы Канозера

    Хронология

    XII–XIII вв. – Терский берег на Кольском полуострове («волость Тре») указывается в числе новгородских земель; жители Терского берега платят дань новгородцам.

    1419 г. – первое упоминание Варзуги в русских летописях.

    XVI в. – начало русской колонизации Кольского полуострова.

    1526 г. – постройка в Кандалакше православного храма, первого на Кольском полуострове (запись «Софийского временника»).

    1530–1540 гг. – построен монастырь в Печенге.

    1532 г. – около р. Колы выстроена церковь; существовал поселок в несколько десятков дворов.

    2-я пол. XVI в. – возникновение и расцвет международной торговли на Мурмане на полуострове Рыбачий (Кегор), в Печенге и Коле.

    1582–1583 гг. – введено воеводское правление в Коле, построен острог.

    1585 г. – указ Ивана Грозного о переводе иноземных торгов в Архангельск. В Коле разрешалось торговать только «трескою и палтусом и салом трескиным и китовым».

    1854–1855 гг. – Крымская война. Героическая оборона Колы (1854) и Кандалакши (1855), селения почти полностью сожжены англичанами.

    8 февраля 1883 г. – образован Кольский уезд с центром в городе Кола (в составе Архангельской губернии).

    1899 г. – возникает новое городское поселение и порт Александровск (ныне город Полярный).

    1914 г. – принято решение о строительстве железной дороги Петрозаводск – Мурман.

    14 октября 1916 г. – официальная дата закладки города Романов-на-Мурмане (вскоре переименован в Мурманск).

    9 марта 1918 г. – в Мурманске высадились английские и французские войска. Начало интервенции.

    13 марта 1920 г. – освобождение Мурманска частями Красной армии.

    14 октября 1920 г. – Финляндии была передана область Петсамо (Печенга) и западные части полуостровов Рыбачий и Средний.

    1920 г. – начало изыскательских работ под руководством академика А.Е. Ферсмана.

    1926 г. – в Мурманске основан краеведческий музей.

    1930 г. – организован Лапландский заповедник.

    1931 г. – основан Полярно-альпийский ботанический сад.

    1932 г. – первый сквозной рейс по Северному морскому пути в одну навигацию на ледоколе «Сибиряков». Образовано Главное управление Северного морского пути.

    1932 г. – организован Кандалакшский заповедник.

    1934 г. – первый Праздник Севера.

    1938 г. – в Мончегорске вступил в строй медно-никелевый комбинат «Североникель».

    28 мая 1938 г. – Мурманский округ Ленинградской области преобразован в Мурманскую область.

    Март 1940 г. – Окончание советско-финской войны. По мирному договору Финляндия возвратила СССР западную часть полуостровов Рыбачий и Средний.

    Июнь 1941 г. – вторжение немецких и финских войск. Остановлены осенью 1941 г. на рубежах рек Западная Лица (80 км от Мурманска) и Верман (70 км от Кандалакши).

    11 января 1942 г. – первый караван судов союзников прибыл в Мурманск.

    Сентябрь-октябрь 1944 г. – освобождение Мурманской области от немецко-финских войск. Начало наступлений и выход к госгранице на Кандалакшском направлении – 10–27 сентября; на Мурманском направлении – 7-22 октября (Петсамо-Киркенесская операция).

    1959 г. – вступил в строй первый в мире атомный ледокол «Ленин».

    1970 г. – начато бурение Кольской сверхглубокой скважины.

    1973 г. – введена в строй Кольская АЭС.

    1985 г. – Мурманск – город-герой.

    1986–1989 гг. – построен комплекс Свято-Никольского кафедрального собора в Мурманске.

    1992 г. – организован заповедник «Пасвик».

    1997 г. – найдены наскальные рисунки Канозера.

    1998 г. – освящен храм Вознесения в г. Мончегорске.

    2002 г. – в Мурманске построены маяк и храм Спас на Водах.

    Маяк на м. Св. Нос (действует с 1862 г)
    Маяк на м. Св. Нос (действует с 1862 г)

    В 1915 г. на строительство было завербовано до 30 тыс. человек из губерний Центральной России, 5 тыс. человек из Финляндии. Позже стали использовать труд военнопленных: уже в конце 1915 г. на трассе новой железной дороги работали 8 тыс. немцев и австрийцев, а в начале 1916 г. прислали еще 25 тыс. пленных (преимущественно венгров и немцев). Но и этого оказалось недостаточно, и в середине 1916 г. на строительство прибыли свыше 10 тыс. завербованных китайцев. В общей сложности в сооружении дороги участвовали более 70 тыс. человек.

    21 сентября (4 октября) 1916 г., за полтора месяца до завершения строительства железной дороги, на берегу незамерзающей бухты был заложен новый российский порт – Романов-на-Мурмане (в апреле 1917 г. переименован в Мурманск).

    Мурманск. Порт
    Мурманск. Порт

    Советский период

    В ноябре 1917 г. власть в Мурманске перешла в руки большевиков, а в 1918 г. началась интервенция края войсками Антанты. Под руководством большевиков была развернута партизанская война. В сентябре 1919 г. последние иностранные войска покинули Мурманск. 7 марта 1920 г., завершив разгром белогвардейцев на полуострове, в город вошли части Красной армии.

    Наступил новый период истории Кольского полуострова – превращение его из глухой окраины в развитый индустриально-промышленный район.

    Экспедиция во главе с академиком А.Е. Ферсманом в 1920 г. начала систематическое изучение природных богатств полуострова. В недрах Хибинских гор участникам экспедиции удалось разведать большие запасы апатита, а также обнаружить немало неизвестных минералов.

    На базе хибинских месторождений начала бурно развиваться промышленность по производству удобрений. Город Хибиногорск, впоследствии переименованный в Кировск, стал центром формирующейся отрасли. Запасы никелевых руд, открытые в Мончетундре, послужили основой для создания цветной металлургии. В Мончегорске в 1938 г. вступил в строй медно-никелевый комбинат «Североникель».

    28 мая 1938 г. Мурманский округ Ленинградской области преобразован в Мурманскую область.

    Вторая мировая война

    Во время Второй мировой войны Кольский полуостров стал самым северным районом крупных боевых действий. 29 июня 1941 г. два немецких и один финский корпус развернули наступление на Мурманск (вспомогательный удар наносился на Кандалакшском направлении). 23 сентября 1941 г. после контратак советских войск фронт стабилизировался в районе реки Западная Лица. На полуостровах Рыбачий и Средний, отрезанных от основных войск, был создан Северный оборонительный район; его защищали моряки Северного флота.

    Мурманский порт действовал без перебоев, обслуживая конвои союзников.

    Лето 1942 г. – время наивысшего накала боев. Налеты немецкой авиации были ежедневно, часто по нескольку раз в день. Самые ожесточенные бои, как правило, шли в районе Мурманска. «Лучше три раза слетать на Лондон, чем раз на Мурманск», – говорили немецкие пилоты. Мурманск принадлежал к четырем сильнейшим пунктам ПВО Второй мировой войны – двум «Л» (Лондон, Ленинград) и двум «М» (Мурманск, Мальта). Именно над Мурманском немецкая авиация понесла наиболее значительные потери – до 30 % всех сбитых в Заполярье самолетов. Город очень пострадал от воздушных налетов, было разрушено более 70 % зданий.

    За три года позиционной войны противник создал на Мурманском направлении мощный оборонительный район глубиной более 100 км, насыщенный долговременными сооружениями.

    7 октября 1944 г. началась Петсамо-Киркенесская операция. Карельский фронт перешел в наступление в районе р. Западная Лица, с полуостровов Средний и Рыбачий его поддержали части Северного флота; был высажен десант в Лиинахамари. 15 октября освобожден Петсамо (Печенга), 22 октября освобожден пос. Никель, части 14-й армии вышли к норвежской границе.

    Потеряв Кольский полуостров и Восточный Финнмарк, германское командование лишилось баз, близких к маршрутам северных конвоев.

    После войны

    После войны в области продолжилось строительство промышленных гигантов, вокруг которых возникали новые города: Ковдор, Заполярный, Никель, Полярные Зори. В районах освоения железорудных месторождений Кольского полуострова были построены Оленегорский (1955) и Ковдорский (1962) горно-обогатительные комбинаты.

    Начало 1960-х гг. – время бурного энергетического строительства в Мурманской области. Сооружались целые каскады и отдельные гидростанции. В 1973 г. дала первый ток Кольская АЭС.

    Сегодня Мурманская область удивляет своими контрастами. Индустриальные горнопромышленные центры, вроде Мончегорска или Заполярного, соседствуют здесь с огромными участками фантастически красивой, не тронутой человеком природы.

    Лапландия

    Вся северная оконечность Скандинавии вместе с Кольским полуостровом называлась «Лапландия», в переводе со шведского «страна, где проживали лопари». Русские называли эти места «Лопская земля».

    Край земли
    Край земли

    Пограничный край

    Мурманская область – край пограничный. Из сухопутных границ области большая часть приходится на внешние рубежи. Вдоль западных пределов области через труднопроходимые заполярные тундры и леса протянулась извилистая линия государственной границы Российской Федерации, протяженность которой на этом участке около 550 км, т. е. больше, чем административная граница с соседним субъектом Федерации – Республикой Карелия. У каждой границы своя историческая судьба.

    Граница с Норвегией, стабильная в XX в., ранее была предметом многовековых споров. Лишь в 1905 г. Россия, одной из первых в мировом сообществе признав суверенитет Норвегии, не высказала никаких претензий к новому соседу (до этого Норвегия была в составе Швеции, а ранее Дании). Но современный участок российско-норвежской границы, определенный еще Конвенцией 1826 г., в 1920-1940-х гг был участком норвежско-финской границы (об этом чуть позже).

    Пограничный край
    Пограничный край

    Вся граница с Норвегией - 196 км. Большая часть ее совпадает с природными рубежами – 153 км – и проходит по рекам и озерам, и лишь 43 км – условная линия на суше.

    У границы с Финляндией (в пределах Мурманской области – около 350 км) совершенно другая история. Во-первых, на всем протяжении она представляет собой условную линию, почти не связанную с какими-либо природными рубежами. Во-вторых, ее местоположение неоднократно менялось в XX в. Наиболее «старый» ее участок (на западе Мурманской области) приблизительно совпадает с линией российско-шведской границы, существовавшей еще до присоединения Финляндии к России 20 марта 1808 г. Хотя, конечно, о тогдашней линии границы можно говорить лишь условно, так как этот район в то время был еще очень плохо изучен с географической точки зрения. Местоположение северного участка российско-финской границы было впервые точно нанесено на карты лишь в 1833–1849 гг

    Восточная граница Великого княжества Финляндского (в составе России) вновь стала государственной после провозглашения независимости Финляндии 6 декабря 1917 г По Тартускому мирному договору (14 октября 1920 г.) Финляндии была передана область Петсамо (Печенга) и западные части полуостровов Рыбачий и Средний, то есть почти вся территория нынешнего Печенгского района и крайняя западная часть Кольского района. Следы той государственной границы, установленной в 1920 г., видны и сегодня – это просека, ведущая на северо-восток от пограничной горы Корватунтури, а также восточный прямолинейный участок границы Печенгского района от озера Аккимоно до озера Лайя.

    В 1920 г. Финляндия получила выход к берегам Северного Ледовитого океана. Образовалась так называемая «правая рука Финляндии» (по аналогии с другой «рукой Финляндии», как финны называют узкую полосу территории своей страны, зажатую между Норвегией и Швецией). По условиям Тартуского мирного договора Финляндия обещала не содержать на северном побережье подводных лодок, военных самолетов и судов и не строить военных портов и баз. Особо оговаривалось право свободного транзита граждан РСФСР в Норвегию и обратно через Печенгу.

    Северные конвои

    Конвои формировались на базе Лох-Ю (Великобритания), в Рейкьявике и заливе Хваль-фьорд (Исландия). Пунктами назначения были Архангельск, Молотовск (ныне Северодвинск) и Мурманск. Караваны, отправлявшиеся в СССР, именовались PQ, обратные – QP.

    До октября 1941 г. все конвои шли в Архангельск. В конце ноября в связи с резким понижением температуры навигация в Архангельске прекратилась. Конвои были перенацелены на Кольский залив, хотя Мурманский порт в то время мог принять одновременно не более шести транспортов. Чрезвычайно высок был и риск ударов немецкой авиации.

    11 января 1942 г. первый караван судов прибыл в Мурманск. Всего же за годы войны в Мурманске было разгружено 250 судов, переработано более 2 млн тонн грузов. В период 1941–1942 гг. «северный коридор» был главным маршрутом поставок. По нему с начала войны до августа 1942 г. проследовало 18 конвоев в СССР и 13 – в обратном направлении. Они доставили в СССР 60 % всех союзных грузов, 3/4 из них составляло оружие и боеприпасы. Через Архангельск и Мурманск до июля 1942 г. в СССР было завезено 2314 танков, 1550 танкеток, 1903 самолета – приблизительно столько, сколько находилось в составе всех советских фронтов на начало 1942 г. Значение северного маршрута хорошо понимал и противник. В 1941 г. немцы, рассчитывая на молниеносную войну, не предпринимали против конвоев активных действий. Но война на Восточном фронте затягивалась, и это заставило Гитлера пересмотреть отношение к Арктическому театру военных действий. С начала 1942 г. Германия перевела свои основные военно-морские силы в Арктику, что сделало арктические переходы и самыми опасными. Еще в 1940 г., с оккупацией Норвегии, Германия получила стратегически важную позицию: почти на всем протяжении маршрута конвои союзников оказывались в зоне действий подводных лодок и самолетов противника. Негативную роль играли и особенности высоких широт: непрерывный полярный день летом, а зимой – частые шторма, низкие температуры, на которые не были рассчитаны корабельные механизмы. Риск, однако, был оправдан скоростью прохождения конвоев. Переходы совершались в среднем за 10–12 суток.

    С конца 1942 г. заработал так называемый «персидский коридор», началась перегонка самолетов по трассам Африки и Сибири, был отлажен тихоокеанский маршрут. В общем объеме поставок доля грузов, перевезенных северными конвоями, с середины 1942 г. до конца 1943 г. стала меньше, но вплоть до конца войны конвои союзников приходили в Мурманск и Архангельск.

    Язык обитателей Мурмана

    Долгое время основными обитателями Мурмана были саамы, и саамские слова лежат в основе большинства географических названий. С приходом на Кольский полуостров других народов (русских, карелов, коми, финнов) саамская топонимика претерпела значительные изменения. Многие местные названия нелегко воспринимаются на слух, другие – практически невозможно выговорить: Мустантури, Малый Вудь-явр, Кукисвумчорр. Часто первое слово – это название, указывающее на какое-либо животное, рыбу и т. д. или на хозяйственное значение объекта, а второе слово – географический термин (Хариусный ручей, Медвежья горка). Много названий, связанных с диким и домашним оленем.

    Саамские и финские термины: Варрь, варь (саам.) – лес, покрытая лесом гора (фин. ваара – сопка) Вуд, выд (саам.) – возвышенность, поднимающаяся выше границы леса.

    Йок (саам.) – река (фин: йоки) Луостари (фин.) – монастырь Пай (саам.) – верхний Порр (саам.) – горный хребет с острым гребнем Саари (фин.) – остров Салми (фин.) – пролив Тунтури (фин.) – гора Уайв, оайв (саам.) – вершина горы Чорр (саам.) – горный хребет Явр, яур (саам.) – озеро (фин. ярви).

    Севернорусские и поморские термины:

    Баклыш, бакланец – возвышающийся из воды большой камень или небольшой островок Зашеек – часть озера у истока или устья реки.

    Кейва – каменистая горная гряда, хребет.

    Корга – каменистая отмель Кошка – песчаная отмель Луда, лудки – каменистая, незасыхающая мель, невысокий каменистый островок Наволок – мыс.

    Нос – далеко вдающийся в море мыс.

    Падун – водопад на реке Салма – пролив Тайбола – перешеек, волок Тундра – возвышенность, выходящая за пределы лесной растительности, горный массив (тундрами называют и безлесные пространства равнин, и «голые» горы).

    По мирному договору между СССР и Финляндией (12 марта 1940 г.), завершившему советско-финскую войну 1939–1940 гг., в состав СССР была включена западная часть полуостровов Рыбачий и Средний. На юго-западе области к СССР отошла довольно значительная территория с населенными пунктами Куолаярви и Алакуртти, граница переместилась к западу примерно на 70 км

    По условиям перемирия 19 сентября 1944 г., обеспечившего выход Финляндии из Второй мировой войны, Советскому Союзу была возвращена область Петсамо (Печенга), уступленная в 1920 г., и граница в общих чертах приобрела современный вид. Последние изменения были внесены договором 1947 г., когда СССР была передана часть территории Финляндии (176 км2, примыкающие к южному выступу норвежской границы). В обмен на эту территориальную уступку СССР передавал финской стороне все бывшее немецкое имущество на территории Финляндии, доставшееся СССР по решению союзников после Второй мировой войны.

    Саамы. Старая фотография
    Саамы. Старая фотография
    Copyright © 1999 — 2024
    webmaster@murman.ru
     
    По вопросам размещения информации на сайте murman.ru обращайтесь по адресу info@murman.ru