|
||||||||||||||||||||||||
Путеводитель | ||||||||||||||||||||||||
|
Основные события историиЗаселение Кольского полуострова началось давно. Наиболее ранние обнаруженные стоянки каменного века относятся к IX–VII тыс. до н. э. Коренные жители полуострова – саамы, или лопари, населяют его уже более тысячи лет.В XI–XIII вв. Кольский полуостров открыли для себя новгородские переселенцы. Они стали называть себя поморами, поскольку селились у моря и занимались преимущественно рыбной ловлей. Новгородцы на легких лодках-ушкуйках и пешком добирались в дикие места и основывали на побережье Белого моря, которое они называли Студеным, селения, а на Баренцевом море – сезонные «ловчие станы» и становища. В XVI в. терские поморы основали город Кола и построили Печенгский монастырь. Впрочем, долго еще места севернее Колы считались страшными, «от Колы до ада – три версты» – говорили поморы. Одновременно богатые рыбой земли привлекли внимание финнов и норвежцев (китобоев и ловцов акул). Появление русских на полуострове не только способствовало развитию края, но и обеспечивало защиту коренного населения (саамов) от набегов западных завоевателей. Не раз (в 1589–1591 гг., 1611 г., 1623 г, 1809–1810 гг.) на землю Мурмана приходили шведские и датские войска, английские пираты. В 1854–1855 гг. во время Крымской войны английский флот сжег Кандалакшу, Стрельну, Колу. В XVI–XVIII вв. население полуострова в основном занималось рыболовством (сельдь, треска, семга), зверобойным промыслом, а также соляным промыслом, охотой на пушного зверя, оленеводством. В кон. XIX в. на Терском берегу начались первые лесоразработки (в 1898 г. построен Умбский лесопильный завод). Схема Кольского залива и острова Кильдин (XVI в.) К концу XIX в. население полуострова насчитывало всего около 9 тыс. человек. Мурманская железная дорогаВ конце XIX в. неоднократно появлялись проекты сооружения железной дороги к северным берегам России. Предлагалось построить конно-железную дорогу от Повенца по берегу Онежского озера до Кеми и далее до Мурманского побережья (1870-е гг.), железную дорогу из Петербурга на Мурман (1894). Все эти проекты и предложения так и остались нереализованными.Ситуацию резко изменила разразившаяся в 1914 г. Первая мировая война. Связь России с союзниками по Балтийскому морю бьша прервана. Архангельский порт льды закрывали почти на полгода, а в незамерзающем Кольском заливе можно было расположить базу флота. В сложившейся ситуации напрашивался естественный вывод о начале срочного строительства Мурманской железной дороги. Совет министров 31 декабря 1914 г. принял решение немедленно приступить к изысканиям, а затем к постройке железной дороги, которая должна бьша связать Мурманское побережье с Петроградом. Предлагались три варианта трассы: от ст. Рованиеми, от ст. Нурмес и от Петрозаводска. Хорошо, что выбор пал на последний вариант: в противном случае новая железная дорога оказалась бы впоследствии на территории отделившейся от России Финляндии. Строительство началось в начале июня 1915 г., а прокладка всего пути от Петрозаводска до Северного Ледовитого океана завершилась уже 3 (16) ноября 1916 г. Небывалые для того времени темпы строительства! В тяжелейших условиях (обилие болот, сильные морозы, безлюдная местность, массы огромных валунов на пути, трудности с завозом строительных материалов, продовольствия и подвижного состава) почти 1000 км стальной магистрали были сооружены менее чем за полтора года. Работы не прекращались круглые сутки, в темноте (в том числе в полярную ночь) они велись при свете факелов. Петроглифы Канозера ХронологияXII–XIII вв. – Терский берег на Кольском полуострове («волость Тре») указывается в числе новгородских земель; жители Терского берега платят дань новгородцам. 1419 г. – первое упоминание Варзуги в русских летописях. XVI в. – начало русской колонизации Кольского полуострова. 1526 г. – постройка в Кандалакше православного храма, первого на Кольском полуострове (запись «Софийского временника»). 1530–1540 гг. – построен монастырь в Печенге. 1532 г. – около р. Колы выстроена церковь; существовал поселок в несколько десятков дворов. 2-я пол. XVI в. – возникновение и расцвет международной торговли на Мурмане на полуострове Рыбачий (Кегор), в Печенге и Коле. 1582–1583 гг. – введено воеводское правление в Коле, построен острог. 1585 г. – указ Ивана Грозного о переводе иноземных торгов в Архангельск. В Коле разрешалось торговать только «трескою и палтусом и салом трескиным и китовым». 1854–1855 гг. – Крымская война. Героическая оборона Колы (1854) и Кандалакши (1855), селения почти полностью сожжены англичанами. 8 февраля 1883 г. – образован Кольский уезд с центром в городе Кола (в составе Архангельской губернии). 1899 г. – возникает новое городское поселение и порт Александровск (ныне город Полярный). 1914 г. – принято решение о строительстве железной дороги Петрозаводск – Мурман. 14 октября 1916 г. – официальная дата закладки города Романов-на-Мурмане (вскоре переименован в Мурманск). 9 марта 1918 г. – в Мурманске высадились английские и французские войска. Начало интервенции. 13 марта 1920 г. – освобождение Мурманска частями Красной армии. 14 октября 1920 г. – Финляндии была передана область Петсамо (Печенга) и западные части полуостровов Рыбачий и Средний. 1920 г. – начало изыскательских работ под руководством академика А.Е. Ферсмана. 1926 г. – в Мурманске основан краеведческий музей. 1930 г. – организован Лапландский заповедник. 1931 г. – основан Полярно-альпийский ботанический сад. 1932 г. – первый сквозной рейс по Северному морскому пути в одну навигацию на ледоколе «Сибиряков». Образовано Главное управление Северного морского пути. 1932 г. – организован Кандалакшский заповедник. 1934 г. – первый Праздник Севера. 1938 г. – в Мончегорске вступил в строй медно-никелевый комбинат «Североникель». 28 мая 1938 г. – Мурманский округ Ленинградской области преобразован в Мурманскую область. Март 1940 г. – Окончание советско-финской войны. По мирному договору Финляндия возвратила СССР западную часть полуостровов Рыбачий и Средний. Июнь 1941 г. – вторжение немецких и финских войск. Остановлены осенью 1941 г. на рубежах рек Западная Лица (80 км от Мурманска) и Верман (70 км от Кандалакши). 11 января 1942 г. – первый караван судов союзников прибыл в Мурманск. Сентябрь-октябрь 1944 г. – освобождение Мурманской области от немецко-финских войск. Начало наступлений и выход к госгранице на Кандалакшском направлении – 10–27 сентября; на Мурманском направлении – 7-22 октября (Петсамо-Киркенесская операция). 1959 г. – вступил в строй первый в мире атомный ледокол «Ленин». 1970 г. – начато бурение Кольской сверхглубокой скважины. 1973 г. – введена в строй Кольская АЭС. 1985 г. – Мурманск – город-герой. 1986–1989 гг. – построен комплекс Свято-Никольского кафедрального собора в Мурманске. 1992 г. – организован заповедник «Пасвик». 1997 г. – найдены наскальные рисунки Канозера. 1998 г. – освящен храм Вознесения в г. Мончегорске. 2002 г. – в Мурманске построены маяк и храм Спас на Водах.
Маяк на м. Св. Нос (действует с 1862 г) В 1915 г. на строительство было завербовано до 30 тыс. человек из губерний Центральной России, 5 тыс. человек из Финляндии. Позже стали использовать труд военнопленных: уже в конце 1915 г. на трассе новой железной дороги работали 8 тыс. немцев и австрийцев, а в начале 1916 г. прислали еще 25 тыс. пленных (преимущественно венгров и немцев). Но и этого оказалось недостаточно, и в середине 1916 г. на строительство прибыли свыше 10 тыс. завербованных китайцев. В общей сложности в сооружении дороги участвовали более 70 тыс. человек. 21 сентября (4 октября) 1916 г., за полтора месяца до завершения строительства железной дороги, на берегу незамерзающей бухты был заложен новый российский порт – Романов-на-Мурмане (в апреле 1917 г. переименован в Мурманск). Мурманск. Порт Советский периодВ ноябре 1917 г. власть в Мурманске перешла в руки большевиков, а в 1918 г. началась интервенция края войсками Антанты. Под руководством большевиков была развернута партизанская война. В сентябре 1919 г. последние иностранные войска покинули Мурманск. 7 марта 1920 г., завершив разгром белогвардейцев на полуострове, в город вошли части Красной армии.Наступил новый период истории Кольского полуострова – превращение его из глухой окраины в развитый индустриально-промышленный район. Экспедиция во главе с академиком А.Е. Ферсманом в 1920 г. начала систематическое изучение природных богатств полуострова. В недрах Хибинских гор участникам экспедиции удалось разведать большие запасы апатита, а также обнаружить немало неизвестных минералов. На базе хибинских месторождений начала бурно развиваться промышленность по производству удобрений. Город Хибиногорск, впоследствии переименованный в Кировск, стал центром формирующейся отрасли. Запасы никелевых руд, открытые в Мончетундре, послужили основой для создания цветной металлургии. В Мончегорске в 1938 г. вступил в строй медно-никелевый комбинат «Североникель». 28 мая 1938 г. Мурманский округ Ленинградской области преобразован в Мурманскую область. Вторая мировая войнаВо время Второй мировой войны Кольский полуостров стал самым северным районом крупных боевых действий. 29 июня 1941 г. два немецких и один финский корпус развернули наступление на Мурманск (вспомогательный удар наносился на Кандалакшском направлении). 23 сентября 1941 г. после контратак советских войск фронт стабилизировался в районе реки Западная Лица. На полуостровах Рыбачий и Средний, отрезанных от основных войск, был создан Северный оборонительный район; его защищали моряки Северного флота.Мурманский порт действовал без перебоев, обслуживая конвои союзников. Лето 1942 г. – время наивысшего накала боев. Налеты немецкой авиации были ежедневно, часто по нескольку раз в день. Самые ожесточенные бои, как правило, шли в районе Мурманска. «Лучше три раза слетать на Лондон, чем раз на Мурманск», – говорили немецкие пилоты. Мурманск принадлежал к четырем сильнейшим пунктам ПВО Второй мировой войны – двум «Л» (Лондон, Ленинград) и двум «М» (Мурманск, Мальта). Именно над Мурманском немецкая авиация понесла наиболее значительные потери – до 30 % всех сбитых в Заполярье самолетов. Город очень пострадал от воздушных налетов, было разрушено более 70 % зданий. За три года позиционной войны противник создал на Мурманском направлении мощный оборонительный район глубиной более 100 км, насыщенный долговременными сооружениями. 7 октября 1944 г. началась Петсамо-Киркенесская операция. Карельский фронт перешел в наступление в районе р. Западная Лица, с полуостровов Средний и Рыбачий его поддержали части Северного флота; был высажен десант в Лиинахамари. 15 октября освобожден Петсамо (Печенга), 22 октября освобожден пос. Никель, части 14-й армии вышли к норвежской границе. Потеряв Кольский полуостров и Восточный Финнмарк, германское командование лишилось баз, близких к маршрутам северных конвоев. После войныПосле войны в области продолжилось строительство промышленных гигантов, вокруг которых возникали новые города: Ковдор, Заполярный, Никель, Полярные Зори. В районах освоения железорудных месторождений Кольского полуострова были построены Оленегорский (1955) и Ковдорский (1962) горно-обогатительные комбинаты.Начало 1960-х гг. – время бурного энергетического строительства в Мурманской области. Сооружались целые каскады и отдельные гидростанции. В 1973 г. дала первый ток Кольская АЭС. Сегодня Мурманская область удивляет своими контрастами. Индустриальные горнопромышленные центры, вроде Мончегорска или Заполярного, соседствуют здесь с огромными участками фантастически красивой, не тронутой человеком природы. ЛапландияВся северная оконечность Скандинавии вместе с Кольским полуостровом называлась «Лапландия», в переводе со шведского «страна, где проживали лопари». Русские называли эти места «Лопская земля».Край земли Пограничный крайМурманская область – край пограничный. Из сухопутных границ области большая часть приходится на внешние рубежи. Вдоль западных пределов области через труднопроходимые заполярные тундры и леса протянулась извилистая линия государственной границы Российской Федерации, протяженность которой на этом участке около 550 км, т. е. больше, чем административная граница с соседним субъектом Федерации – Республикой Карелия. У каждой границы своя историческая судьба.Граница с Норвегией, стабильная в XX в., ранее была предметом многовековых споров. Лишь в 1905 г. Россия, одной из первых в мировом сообществе признав суверенитет Норвегии, не высказала никаких претензий к новому соседу (до этого Норвегия была в составе Швеции, а ранее Дании). Но современный участок российско-норвежской границы, определенный еще Конвенцией 1826 г., в 1920-1940-х гг был участком норвежско-финской границы (об этом чуть позже). Пограничный край Вся граница с Норвегией - 196 км. Большая часть ее совпадает с природными рубежами – 153 км – и проходит по рекам и озерам, и лишь 43 км – условная линия на суше. У границы с Финляндией (в пределах Мурманской области – около 350 км) совершенно другая история. Во-первых, на всем протяжении она представляет собой условную линию, почти не связанную с какими-либо природными рубежами. Во-вторых, ее местоположение неоднократно менялось в XX в. Наиболее «старый» ее участок (на западе Мурманской области) приблизительно совпадает с линией российско-шведской границы, существовавшей еще до присоединения Финляндии к России 20 марта 1808 г. Хотя, конечно, о тогдашней линии границы можно говорить лишь условно, так как этот район в то время был еще очень плохо изучен с географической точки зрения. Местоположение северного участка российско-финской границы было впервые точно нанесено на карты лишь в 1833–1849 гг Восточная граница Великого княжества Финляндского (в составе России) вновь стала государственной после провозглашения независимости Финляндии 6 декабря 1917 г По Тартускому мирному договору (14 октября 1920 г.) Финляндии была передана область Петсамо (Печенга) и западные части полуостровов Рыбачий и Средний, то есть почти вся территория нынешнего Печенгского района и крайняя западная часть Кольского района. Следы той государственной границы, установленной в 1920 г., видны и сегодня – это просека, ведущая на северо-восток от пограничной горы Корватунтури, а также восточный прямолинейный участок границы Печенгского района от озера Аккимоно до озера Лайя. В 1920 г. Финляндия получила выход к берегам Северного Ледовитого океана. Образовалась так называемая «правая рука Финляндии» (по аналогии с другой «рукой Финляндии», как финны называют узкую полосу территории своей страны, зажатую между Норвегией и Швецией). По условиям Тартуского мирного договора Финляндия обещала не содержать на северном побережье подводных лодок, военных самолетов и судов и не строить военных портов и баз. Особо оговаривалось право свободного транзита граждан РСФСР в Норвегию и обратно через Печенгу. Северные конвоиКонвои формировались на базе Лох-Ю (Великобритания), в Рейкьявике и заливе Хваль-фьорд (Исландия). Пунктами назначения были Архангельск, Молотовск (ныне Северодвинск) и Мурманск. Караваны, отправлявшиеся в СССР, именовались PQ, обратные – QP.До октября 1941 г. все конвои шли в Архангельск. В конце ноября в связи с резким понижением температуры навигация в Архангельске прекратилась. Конвои были перенацелены на Кольский залив, хотя Мурманский порт в то время мог принять одновременно не более шести транспортов. Чрезвычайно высок был и риск ударов немецкой авиации. 11 января 1942 г. первый караван судов прибыл в Мурманск. Всего же за годы войны в Мурманске было разгружено 250 судов, переработано более 2 млн тонн грузов. В период 1941–1942 гг. «северный коридор» был главным маршрутом поставок. По нему с начала войны до августа 1942 г. проследовало 18 конвоев в СССР и 13 – в обратном направлении. Они доставили в СССР 60 % всех союзных грузов, 3/4 из них составляло оружие и боеприпасы. Через Архангельск и Мурманск до июля 1942 г. в СССР было завезено 2314 танков, 1550 танкеток, 1903 самолета – приблизительно столько, сколько находилось в составе всех советских фронтов на начало 1942 г. Значение северного маршрута хорошо понимал и противник. В 1941 г. немцы, рассчитывая на молниеносную войну, не предпринимали против конвоев активных действий. Но война на Восточном фронте затягивалась, и это заставило Гитлера пересмотреть отношение к Арктическому театру военных действий. С начала 1942 г. Германия перевела свои основные военно-морские силы в Арктику, что сделало арктические переходы и самыми опасными. Еще в 1940 г., с оккупацией Норвегии, Германия получила стратегически важную позицию: почти на всем протяжении маршрута конвои союзников оказывались в зоне действий подводных лодок и самолетов противника. Негативную роль играли и особенности высоких широт: непрерывный полярный день летом, а зимой – частые шторма, низкие температуры, на которые не были рассчитаны корабельные механизмы. Риск, однако, был оправдан скоростью прохождения конвоев. Переходы совершались в среднем за 10–12 суток. С конца 1942 г. заработал так называемый «персидский коридор», началась перегонка самолетов по трассам Африки и Сибири, был отлажен тихоокеанский маршрут. В общем объеме поставок доля грузов, перевезенных северными конвоями, с середины 1942 г. до конца 1943 г. стала меньше, но вплоть до конца войны конвои союзников приходили в Мурманск и Архангельск. Язык обитателей МурманаДолгое время основными обитателями Мурмана были саамы, и саамские слова лежат в основе большинства географических названий. С приходом на Кольский полуостров других народов (русских, карелов, коми, финнов) саамская топонимика претерпела значительные изменения. Многие местные названия нелегко воспринимаются на слух, другие – практически невозможно выговорить: Мустантури, Малый Вудь-явр, Кукисвумчорр. Часто первое слово – это название, указывающее на какое-либо животное, рыбу и т. д. или на хозяйственное значение объекта, а второе слово – географический термин (Хариусный ручей, Медвежья горка). Много названий, связанных с диким и домашним оленем.Саамские и финские термины: Варрь, варь (саам.) – лес, покрытая лесом гора (фин. ваара – сопка) Вуд, выд (саам.) – возвышенность, поднимающаяся выше границы леса. Йок (саам.) – река (фин: йоки) Луостари (фин.) – монастырь Пай (саам.) – верхний Порр (саам.) – горный хребет с острым гребнем Саари (фин.) – остров Салми (фин.) – пролив Тунтури (фин.) – гора Уайв, оайв (саам.) – вершина горы Чорр (саам.) – горный хребет Явр, яур (саам.) – озеро (фин. ярви). Севернорусские и поморские термины: Баклыш, бакланец – возвышающийся из воды большой камень или небольшой островок Зашеек – часть озера у истока или устья реки. Кейва – каменистая горная гряда, хребет. Корга – каменистая отмель Кошка – песчаная отмель Луда, лудки – каменистая, незасыхающая мель, невысокий каменистый островок Наволок – мыс. Нос – далеко вдающийся в море мыс. Падун – водопад на реке Салма – пролив Тайбола – перешеек, волок Тундра – возвышенность, выходящая за пределы лесной растительности, горный массив (тундрами называют и безлесные пространства равнин, и «голые» горы). По мирному договору между СССР и Финляндией (12 марта 1940 г.), завершившему советско-финскую войну 1939–1940 гг., в состав СССР была включена западная часть полуостровов Рыбачий и Средний. На юго-западе области к СССР отошла довольно значительная территория с населенными пунктами Куолаярви и Алакуртти, граница переместилась к западу примерно на 70 км По условиям перемирия 19 сентября 1944 г., обеспечившего выход Финляндии из Второй мировой войны, Советскому Союзу была возвращена область Петсамо (Печенга), уступленная в 1920 г., и граница в общих чертах приобрела современный вид. Последние изменения были внесены договором 1947 г., когда СССР была передана часть территории Финляндии (176 км2, примыкающие к южному выступу норвежской границы). В обмен на эту территориальную уступку СССР передавал финской стороне все бывшее немецкое имущество на территории Финляндии, доставшееся СССР по решению союзников после Второй мировой войны. Саамы. Старая фотография
Copyright © 1999 — 2025 |
webmaster@murman.ru
По вопросам размещения информации на сайте murman.ru обращайтесь по адресу info@murman.ru
|
| |